«Авангардная тройка» отраслей включает:
- энергетику;
- машиностроение;
- и химическая промышленность.
Сравнительная характеристика ПГП машиностроения и химической промышленности дана в таблице:
Машиностроение |
Химическая промышленность |
|
Значение отрасли в мировом хозяйстве, её отраслевой состав, влияние НТР на её развитие. |
Способствует формированию отраслевой и территориальной структуры мировой промышленности. НТР задает вектор модернизации, снабжения IT-технологиями |
Доля ВВП отрасли в мировой экономике составляет 30 %. Снабжает материалом другие виды промышленности, энергетику. НТР задает вектор по созданию экологически безопасного сырья и материалов |
Сырьевые и топливные ресурсы отрасли их размещение |
Основным поставщиком материала является черная металлургия. Увеличивается доля пластмасс и соединений. Высокий уровень специализации и кооперирования. Ориентация на потребителя и трудовые ресурсы. |
Основными поставщиками сырья являются: нефтедобывающая промышленность; Газовая промышленность, добыча горючего и минерального сырья. |
Размеры производства продукции с распределением по главным географическим регионам |
90% производства сосредоточена в развитых странах. Шесть машиностроительных регионов: США, Европа, СНГ, Япония, Китай и новые индустриальные страны Азии. |
Основная доля сконцентрирована в развитых странах. Также существенная доля в ряде стран Южной и Западной Азии (Турция, Индия). |
Главные страны-производители |
США, Япония и Германия, Франция, Великобритания, Италия, Испания |
Германия, Италия, Франция, Нидерланды, Бельгия, Япония, Китай, Республика Корея |
Главные районы и центры производства; факторы, обусловившие размещение отрасли именно в этих районах |
4 района машиностроения: Северная Америка, Зарубежная Европа, Восточная и Юго-Восточная Азия, СНГ -Фактор трудоемкости; -Фактор наукоемкости; -Сырьевой фактор; -Потребительский фактор; -Транспортный фактор; -Фактор территориальной концентрации. |
4 района хим. промышленности: Заруб. Европа; Северная Америка; Восточная Азия; СНГ – Сырьевой фактор; – Энергетический; – Водный; – Трудовые ресурсы – потребительский – транспортный. |
Природоохранные и экологические проблемы, возникающие в связи с развитием отрасли |
Отходы лакокрасочных покрытий; Отходы литейного производства; Отходы смежных отраслей (производство шин, пластмасс, химическая промышленность) |
Загрязнение воздуха; Загрязнение сточных вод; Твердые отходы пластика; Проблемы утилизации вторсырья |
Главные страны (районы) экспорта продукции |
Япония – США США – Западная Европа Страны СНГ, НИС и др. – внутренний рынок |
Европа – США; США – Япония; Европа – Япония |
Главные страны (районы) импорта продукции |
Япония – США США – Западная Европа Страны СНГ, НИС и др. – внутренний рынок |
Европа – США; США – Япония; Европа – Япония |
Важнейшие грузопотоки. |
Грузопотоки сконцентрированы между развитыми странами, для внутреннего рынка |
Грузопотоки сконцентрированы между развитыми странами, для внутреннего рынка |
Перспективы развития и размещения отрасли. |
Повышение наукоемкости, создание экологчески чистого топлива и источника энергии. Выпуск электромобилей. |
Повышение наукоемкости, создание экологически чистых технологий и веществ. |