Поэму «Полтава» А. С. Пушкин написал в 1828 г. Эпизод «Полтавский бой», занимающий ключевое место в поэме, находится в «Песни третьей». Он начинается со слов «Горит восток зарею новой…». Эти слова можно понимать по-разному. Бой действительно начался утром, с зарей, но есть и скрытый подтекст. Россия расположена восточнее Швеции, эти слова можно понимать, что Россию ждет новое будущее.
Описание полтавского боя отличается динамичностью, картины быстро сменяют друг друга. Для этого Пушкин использует большое количество глаголов. Читатель ощущает стремительность событий, напряженность момента. От этой битвы зависит будущее России.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.
Сыны любимые победы,
Сквозь огнь окопов рвутся шведы;
Волнуясь, конница летит;
Пехота движется за нею
И тяжкой твердостью своею
Ее стремление крепит.
И битвы поле роковое
Гремит, пылает здесь и там,
Но явно счастье боевое
Служить уж начинает нам.
И по контрасту с «зарею новой» появляется метафора «темнеет слава их знамен». На востоке наступает новая эра для Российской империи, на западе темнеет, меркнет слава шведского королевства.
Рассказчик ведет повествование от первого лица. Он представляется непосредственным участником событий, патриотом, который осознает себя в единстве с родным государством.
Образы Петра I и Карла XII занимают центральное место в эпизоде. Автор использует прием антитезы, изображая характер каждого из них. Петр – это воплощение силы, величия, красоты. Он возбужден происходящими событиями, движения его стремительны, глаза сияют, лик ужасен. Пушкин сравнивает его с Божией грозой, он прекрасен внутренне и внешне. Его намерения благие, он борется за честь и могущество своего государства. Он уверен в своей правоте и победе, он призывает на помощь Бога: «За дело, с богом!». Силы Петру придает присутствие верных товарищей:
За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова —
В пременах жребия земного,
В трудах державства и войны
Его товарищи, сыны…
Петр своим видом вдохновляет войска, когда появляется перед полками. Он могуч и «радостен, как бой».
Образ Карла во всем противоположен: он слаб, бледен, недвижим. Такой король не может вдохновить войско. Разные у них с Петром и цели: Карл воюет ради своей славы, а не ради государства. Карл недоумевает, он удивляется тому, что шведы отступают. Он привык побеждать и недооценил противника.
Завершает фрагмент сцена победного пира. Петр ясен, горд, глаза сияют славой. Он поднимает кубок за противников, которых Пушкин называет его учителями.