Многие поэты, выстраивая изобразительный ряд стихотворения, добиваются выразительности не только с помощью тропов (эпитетов, метафор, сравнений, олицетворений…), но и используют звуковую (фонетическую) сторону языка для создания образа.
Работа над поэтической фонетикой стихотворения подразумевает:
- подбор слов для нагнетания определённых звуков:аллитерация– согласных;ассонанс– гласных,
- исключение слов с неблагозвучными или труднопроизносимыми звуковыми сочетаниями.
Пример аллитерации с целью передачи звуков боя в стихотворении “Бородино” М.Ю. Лермонтова:
Звучал булат, картечь визжала, / Рука бойцов колоть устала / И ядрам пролетать мешала / Гора кровавых тел.
*
Пример ассонанса, с помощью которого передаётся ощущение морского простора в стихотворении “Парус” М.Ю. Лермонтова:
Белеет парус одинокий / В тумане моря голубом.