В стихотворениях как “Элегия” и “Брожу ли я вдоль улиц шумных” поэт размышляет о смысле жизни и предназначении человека. В этих произведениях Пушкин задумывается о своём месте в мире, о бренности жизни и о вечности поэзии. Он размышляет о времени, о смерти, о неизбежности изменений, при этом сохраняя надежду на бессмертие своего творчества.
Стихотворение “Брожу ли я вдоль улиц шумных” написано в декабре 1829 года, а “Элегия” – 1830. Они написаны в жанре философской лирики и посвящено размышлениям поэта над собственной жизнью. Это время душевных терзаний поэта в связи с возвращением из ссылки и неудачным сватовством к Наталье Гончаровой.
Огорченный отказом матери Натальи Гончаровой-старшей Александр Сергеевич уехал на Кавказ и поступил в действующую армию Паскевича (поездка описана в «Путешествии в Арзрум»), потом некоторое время жил в Тифлисе. По возвращении в Москву он отправился с визитом к Гончаровым, но встретили его там холодно. Только в 1830 г. сватовство поэта к Наталье Николаевне было принято.
Из стихотворений XX века, которые также затрагивают идеи памяти, времени и значимости творчества, можно назвать стихотворение “Памятник” Валерия Брюсова, в котором поэт размышляет о своём наследии и о том, как он будет восприниматься будущими поколениями.
По жанру — ода, по размеру — шестистопный ямб с перекрестной рифмой, 6 строф. Рифма открытая, закрытая. Лирический герой — сам поэт, в упоении прославляющий сам себя. Стихотворение явно перекликается с целой чередой «Памятников», от Горация до М. Ломоносова, от Г. Державина до А. Пушкина. Причем, сближение с последним — самое явное. Уже в первом четверостишии В. Брюсов противостоит врагам, желающим с криками «свалить памятник». «Я есмь и вечно должен быть» — гордый человек здесь себя фактически провозглашает божеством. Затем поэт эпатажно называет свое имя как достойное звучать в веках.