Иван Александрович Гончаров в своём произведении “Обломов” сравнивает смерть главного героя со сном неспроста, понять причину этого можно, прежде всего, рассмотрев более детально всё произведение, обратив внимание на личностное описание характера, внешности, быта и ценностей Ильи Ильича Обломова.
В первую очередь, в глаза бросается ленивый и нерасторопный жизненный ритм героя: Обломов большую часть своего времени проводит на диване в так называемом “сонливом” состоянии. Вторая и дальнейшие главы открывают больший простор для размышлений над ранее поставленным вопросом: квартиру главного героя начинают посещать различные визитёры, однако сам хозяин особо в этом не заинтересован – для Обломова радостней мысль о том, “что у него нет таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой”. Сонный герой является аллегорической отсылкой на такое же “сонное” положение России того времени, когда всё текло своим чередом и не менялось. И вроде, поначалу герой пытается бороться – в этом ему помогают Штольц и возлюбленная Ольга, – однако и этих усилий оказывается не достаточно, герой снова, словно по инерции, возвращается к своему привычному состоянию, где царит покой, тишина и мечтательная атмосфера. Отказавшись от самостоятельной борьбы и помощи со стороны окружающих, герой умирает морально значительно раньше своей физической смерти. Окончательно смирившись со своим положением, герой впадает в так называемый “вечный сон”, пробуждение из которого невозможно. Находясь в таком “сне” герой и проживает свою жизнь до телесной смерти, так ничего и не изменив.