Выбор топора для совершения преступления не случаен. С одной стороны, все просто – топор тяжелый, острый, подходит, чтобы быстро покончить со старухой. В каждом доме в то время был этот инструмент для колки дров. Но спрятать такой большой предмет тяжело, и чтобы не нести топор с собой, Раскольников решил взять его в доме процентщицы (он находит его у дворника).
С другой стороны – именно топор выступает в произведении символом и самого преступления, и наказания. Этот простой бытовой и одновременно страшный предмет упоминается в романе около 60 раз.
При убийстве старухи топор повернут острием на убийцу, а при убийстве Лизаветы уже отвернут от него. Т. е. сначала направленное острие еще смотрит на преступника, будто говоря – решай, куда повернуть. Потом уже топор руководит убийцей.
Сама фамилия главного героя символизирует “раскол” души, поэтому топор здесь также является символом внутреннего расщепления, которое началось еще до убийства и закончилось окончательным расколом после.