Илья Ильич Обломов – образ, воплотивший пустую мечтательность. Молодости свойственно строить планы на будущее, а затем искать пути их осуществления.
Обломову удаётся только одна сторона этого занятия: он мечтает об устройстве дома в деревне на фоне родных полей, рощ и холмов. Герой продумывает количество комнат, флигелей для гостей, куда будут выходить окна его кабинета. Даже мебель и ковры, звон расставляемой на террасе посуды видятся ему как реальные образы.
Всё, что намечтал Обломов, прекрасно: летний вечер, румяный закат, пар от полей. Рядом его детки-малютки, жена за самоваром. Все довольны жизнью. Крестьяне возвращаются после трудового дня; балалайка, горелки, весёлый смех. Самая любимая мысль связана с маленькой колонией друзей, они будут жить неподалёку и составят его общество. Илья Ильич представляет их беззаботные лица без морщин.
Автор подчёркивает, что все картины будущей жизни герой видит лёжа, то на спине с заложенными под голову руками, то на боку, то ничком. Эта красноречивая деталь убеждает, что для осуществления своих мечтаний герой не сделает ни шагу, даже не поднимется с дивана. Он счастлив уже одним созерцанием привидевшихся образов. Лицо его при этом сияет “кротким трогательным чувством”.
Так и будет видеться ему “вечное лето, вечное веселье, сладкая еда да сладкая лень”. Реальностью станут только два последний удовольствия жизни, доставленные ему руками Агафьи Матвеевны Пшеницыной на средства, полученные из Обломовки, в которую герой так и не соберётся. У него нет ни энергии, ни трудолюбия, ни смелости для осуществления планов молодости.