План сочинения по комедии «Недоросль»:
Вступление
- Удивительный автор. «Сатиры смелый властелин».
- Принципы классицизма, которые доказывают, что комедия написана строго по его законам.
- Отличие сатиры от комедии. Признаки сатирического в «Недоросле», комизм в тексте. Чего больше?
- История написания произведения.
Основная часть
- Почему комедия имеет такое название?
- Основные понятия, раскрываемые комедией: гражданин, воспитание, невежество.
Раскрытие темы. Проблемы текста: Невежество. Произвол помещиков. Новые моральные принципы.
1 проблема: Какие образы помогают в раскрытии невежества «юных» помещиков?
- Слепая любовь Простаковой к сыну Митрофану. В чем счастье для сына, каков идеал помещицы.
- Система образования Митрофана.
- Зачем «презлой фурии» нужно образовывать сына?
- Характеристика учителей.
- Характер персонажа.
- Причина эгоизма по отношению к матери.
2 проблема: Поведение помещиков.
- Отношение Простаковой к Тришке, Еремеевне, мужу, брату, учителям.
- Простаков и Простакова – типичность семейных отношений.
- Индивидуальность и типичность Скотинина.
- Беззакония и произвол помещиков – примеры из текста.
3 проблема. Положительные персонажи текста.
- Герои-резонеры. Кто они?
- Образ идеального государственного служащего (Правдин). Характеристика, позиции и решения.
- Авторская позиция (через образ Стародума).
- Отношение к любви и жизни Софьи и Милона.
Заключение.
- Секрет неувядаемости комедии. Почему комедию изучают в школе? В чем ее значимость для современников времени написания и сегодняшних школьников?
- Понравившиеся эпизоды.
- Страницы, вызвавшие негодование и желание помочь героям.