Пискарёв – тип “маленького человека”, вошедшего в русскую литературу благодаря пушкинскому станционному смотрителю Самсону Вырину. Но гоголевский герой из повести “Невский проспект” – не обычный чиновник 14-го класса, а молодой художник, наделённый талантом. В сюртуке, перепачканном красками, он по-своему счастлив, как человек, у которого есть искра божья.
Он живёт довольно бедно, но будучи от природы простодушным, скромным и кротким, принимает как должное своё положение. Он относится с детской беспечностью ко всему, кроме своего дела. Он “тихо любит своё искусство”. В жизни он производит впечатление человека не от мира сего: часто отвечает невпопад; когда смотрит на кого-то, то видит мутно, одновременно перед ним встают его образы и фантазии.
Гоголь очень любит своего героя, но выражает через его судьбу идею незащищённости художника от неизбежного столкновения с грубым материальным миром. Возвышенный идеальный мир Пискарёва могло разрушить что угодно: чья-то зависть, клевета, предательство… Но то, что это будет женщина-проститутка с ангельскими чертами лица – наиболее коварная ловушка-западня. Герой решил спасти несчастную, но она оказалась вполне довольной своим грязным ремеслом и с презрением отвергла предложение о замужестве. Ей пришлось бы трудиться, а ни прачкой, ни швеёй она быть не желает.
Примирить в своём сознании сочетание пошлости и разврата с внешним совершенством облика незнакомки художник не смог. Его внутренняя гармония оказалась разрушенной, а жизнь невозможной. Совершив самоубийство, бедняга предпочёл уйти из этого мира, не желая в нём существовать. Но мир не заметил ухода художника. На его похороны никто не пришёл, даже его приятель поручик Пирогов, инициатор знакомства с двумя женщинами на улице.