Многие теоретики романтизма (А. Шлегель, Ф. Шлегель, Шеллинг и др.) отмечали пародийность комедии, «переворачивание» структуры трагедийного жанра, с чем, собственно, и связывался вопрос о роли романтической иронии в комедии, которую романтики связывали с остроумием, переворачиванием, самоиронией. Вопрос о роли романтической иронии в создании жанра романтической комедии в науке остается открытым. Комедия романтическая, как и романтическая ирония, изучены недостаточно, о чем свидетельствует отсутствие специальных разделов, посвященных им в современных энциклопедиях, литературоведческих терминов. Тем более в научных изданиях не отражена жанрообразующая специфика романтической иронии, чему и посвящено наше исследование.
Обратимся к словам самих романтиков о сущности романтической иронии.
С размышлениями о романтической иронии и ее роли в драматических жанрах связаны следующие строки Новалиса: «Комедия и трагедия очень выигрывают и становятся подлинно поэтичными благодаря деликатной, символической связи. Серьезное должно просвечивать веселым, шутка – серьезным» [7, c. 622]. Смешение серьезного и веселого, переворачивание, пародийность – характерные черты романтической иронии. Этим романтическая ирония отличается от иронии неромантической (в античности и у просветителей нет самоиронии, пародийности, обращения иронии внутрь себя, на себя). Юмор (Humor), по Новалису, это произвольно принятая манера, это та грань, где «фантастика соприкасается с силой суждения и возникает острóта (Witz)», и где «соседствуют разум и произвольность» [7, c. 389]. Юмор определяет объективную ценность предмета, вызывает к нему интерес, поскольку предмет становится объектом всеобщего внимания. А то, что у Фр. Шлегеля названо иронией, по Новалису, есть
подлинный юмор и носит «характер рассудительности, истинной современности духа» [7, c. 389].
Ф. Шлегель, определяя романтическую иронию, упоминает иронию античную, сократовскую, «переложенную» им на язык романтической теории искусства [2]. Он, по-видимому, улавливал в иронии Сократа предпосылки к романтической иронии, хотя у древнегреческого философа не было самопародийности, которую ирония получила в романтической эстетике. Эта самопародийность проявилась у иронии вследствие ее мировоззренческого характера и внесла изменения во многие жанры, разрабатываемые романтиками, в том числе и в жанр комедии.
Романтическая ирония играет большую роль в создании жанра романтической комедии. В ней может не быть, как отмечает Н. Я. Берковский, юмора, шутки, но она всегда связана с полнотой жизни: «Начало беспокойное, творческое судит через иронию всѐ раз навсегда отвердевшее, принявшее вид и форму, не предполагающее никаких изменений» [1, с. 69]. Романтическая ирония включает в себя также иронию в обычном смысле слова. Однако неромантическая ирония направлена только на внешний объект, а не на саму себя. Направленность на себя – это характерная черта романтической иронии. В силу такой «внешней» направленности обычная ирония не является достаточным средством для показа действительности во всей ее полноте и целостности.
Исходя из того, что романтическая ирония разрушает представление о мире как о чем-то устоявшемся, застывшем, можно определить романтическую комедию как жанр, в котором всѐ изменчиво, подвижно, вплоть до авторского замысла и развития сюжета (комедия даже может выбиваться из воли автора, как в пьесах Л. Тика «Мир наизнанку», «Принц Цербино»). Жанр романтической комедии позволяет автору в полной мере выразить изменчивость жизни, свою эстетическую позицию, взгляды на искусство, на общественное устройство и т. п. Однако это не означает полного отказа романтиков от того, что было создано предшествующими эпохами.
Романтики пришли в литературу, когда существовали развернутые концепции комедии, которые они знали и на которые опирались. Существовала и теория, и образцы (античная комедия, драматургия Шекспира, Гоцци, Сервантеса, Мольера и др.).