В истории творчества Николая Васильевича Гоголя особое место занимает сборник его работ, именуемый как «Петербургские повести». Они были произведены на свет в разные промежутки времени, но в одном месте и объединяет их одна и та же главная проблема – маленький человек против общества. Сюда входят такие повести как: «Нос», написанная в 1832-1833 годах, «Коляска», появившаяся на свет в 1835, «Шинель», родом из 1842 года, «Невский проспект» и «Портрет», обе опубликованные в 1835 году.
Впервые упоминание объединенного цикла произведений появилось уже в XIX веке, но официальная публикация единым сборником произошла в период процветания Советского Союза, в 1924 году. Данный шаг – один из крупнейших для обширного развития и распространения русского реализма.
Роль Петербурга здесь не сколько как экспозиция, сколько и как отдельный персонаж, рисуемый Гоголем с отдельным трепетом и любовью. Николай Васильевич любил детализацию: он прорисовывал буквально каждого чиновника, дом, быт простых граждан и высокопоставленных лиц, улицы Петербурга и колорит в каждом углу. Но центральную роль играл тот самый «маленький человек», оказавшийся в тисках общественной бюрократии и не смог выдержать его натиска.