Петербург становится объектом изображения в произведениях Пушкина и Гоголя.
Для Пушкина этот город был оплотом самодержавия, отражением сущности эпохи. Образ Петербурга можно наблюдать в «Евгении Онегине», «Медном всаднике», «Пиковой даме», «Станционном смотрителе» и других произведениях.
В «Медном всаднике» отражается политическая сторона, в образе Петербурга воплощается вся деятельность Петра. Он разрушал устои русской жизни, культуры, стремясь превратить Россию в Европу. Он построил в неудачном топком месте этот город, тем самым ломая судьбы людей.
В «Евгении Онегине» читатель знакомится с жизнью высшего света, петербургской элиты. Рестораны, званые вечера, театры, балы – это все составляет жизнь света. Блеск, мишура, лишенная человечности, души, составляют суть этой жизни.
Петербург Гоголя так же бездушен и жесток, как и Петербург Пушкина. Только преподносится это по-иному.
Впервые Петербург появляется на страницах «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Кузнец Вакула отправляется в Петербург, чтобы добыть Оксане черевички, как у царицы. Город предстает перед кузнецом в свете и блеске огней и драгоценных камней. Дворец словно пришел из сказки.
В комедии «Ревизор» Петербург лишен блеска. Он показан глазами мелкого коллежского регистратора. Присутственное место, бельэтаж, квартирная хозяйка – предметы рассказов Хлестакова. Серость и бездушие сквозят в его повествовании. Петербург так же мелок, как мечты Хлестакова.
Гоголь посвятил этому городу целый цикл повестей под названием «петербургские повести». В его изображении это таинственный, мистический мир, где правят роскошь и чины. Маленькому человеку, такому как Акакий Башмачкин, немудрено сгинуть здесь. Зато может случиться, что нос, сбежав с лица коллежского асессора, вполне может самостоятельно передвигаться по городу, управлять делами.