Комедия “Горе от ума” – уникальное произведение. Похожего не было ни до, ни после её появления в 1824 г. На первый взгляд, Грибоедов следует канонам классицизма. Он соблюдает единство времени, места и действия: все события пьесы происходят в доме Фамусова и вмещаются в один день; герой, приехавший с целью жениться, до конца остаётся в плену этой темы.
На самом же деле налицо наполнение старой формы новаторским содержанием. И это прежде всего касается гениального языка комедии. Его афористичность, искристая яркость формулировок, юмор – непостижимы. Комедия по сути дала десятки пословиц, которые и сегодня не утратили свежести (“Счастливые часов не наблюдают”; “Шумим, братец, шумим”…)
Герои, их поступки лишены прямолинейной однозначности. Не только главный герой Чацкий, но и Фамусов, и Молчалин, и эпизодические лица – это живые люди, а не схемы. Ни об одном нельзя сказать, что он законченный мерзавец. У каждого своя история до начала действия комедии и перспектива существования за её рамками.
Самой замечательной фигурой является Александр Чацкий. В нём нет и намёка на модных романтических разочарованных героев, которые вызывали скуку. Чацкий очень живой, эмоциональный. Если он и разочарован в службе, так это из-за объективной невозможности для честного человека служить “делу, а не лицам”. При этом он не боится говорить прямо и смело обо всём, что вызывает у него неприятие в общественном устройстве. Не случайно у декабристов при обысках обнаруживали или саму пьесу, или выписанные смелые реплики главного героя.