Любая отрасль промышленности состоит из подотраслей, которые в свою очередь включают большое количество предприятий. Так машиностроение делят:
- на металлоёмкое (тяжёлое);
- наукоёмкое (трудоёмкое).
Каждая из этих групп делится ещё на более узкие отрасли. Все они размещены по территории страны не просто так, а в зависимости от конкретных факторов. В машиностроении используются формы организации производства, такие как специализация и кооперирование. При этом очень большую роль в размещении отраслей играет транспортный фактор.
При размещении отраслей тяжёлого машиностроения учитывают наличие сырья (металла) в непосредственной близости, а так же потребителя. Перевозка громоздкой тяжёлой техники на большие расстояния невыгодна.
При размещении отраслей лёгкого машиностроения, которые ориентируются на высокую степень научности и подготовленные трудовые ресурсы, учитывают научный фактор и трудовых ресурсов.
При размещении предприятия любой отрасли машиностроения учитывают различные факторы, приоритет отдаётся 1-2.
Отрасль машиностроения |
Факторы размещения |
Центры |
Сельскохозяйственное |
Потребительский, Сырьевой |
Ростов на –Дону, Челябинск, Воронеж, Чебоксары, Владимир, Липецк |
Железнодорожное |
Потребительский Сырьевой |
Тверь, Мытищи, Коломна, Брянск, Новочеркасск, Торжок, Калининград. |
Автомобилестроение |
Потребительский, транспортный |
Москва, Брянск, Нижний Новгород, Миасс, набережные Челны, Тольятти, Ульяновск. |
Станкостроение, приборостроение |
Научный, трудовых ресурсов |
Москва, Коломна, Дмитров, Нижний Новгород, Воронеж, Самара, Уфа |
Электротехническое |
Научный, трудовых ресурсов |
Саранск, Чебоксары, Новосибирск |
Производство горно-шахтного и иного оборудования для отраслей промышленности |
Сырьевой |
Екатеринбург, Орск, Электросталь, Сызрань, Кемерово, Красноярск. |
Судостроение |
Научный, транспортный, трудовых ресурсов. |
Санкт-Петербург, Выборг, Калининград, Архангельск, Мурманск, Северодвинск, Астрахань, Владивосток. |