В романе “Отцы и дети” И.С. Тургенева сталкиваются представители разных характеров, Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров. Оба они совершенно противоположные по идеям и устремлениям люди: каждый из них воспитывался в своей эпохе и поэтому имеет свои взгляды на жизнь.
При первой же встрече будущие враги почувствовали неприязнь: Павел Петрович Кирсанов был поражен высокомерием молодого человека, его внешностью, красными руками. Вскоре и без того напряженная обстановка еще более накалилась, и между Базаровым и Павлом Петровичем завязывается спор. В нем раскрываются идейные позиции этих людей.
Павел Петрович, который “ждал только предлога, чтобы накинуться на врага”, неправильно понимает высказывание Базарова об аристократах. Он расценивает слова “дрянь и аристократиш-ка” как нанесенное аристократам оскорбления и яростно начинает отстаивать их права. По словам Кирсанова, в аристократе развито чувство собственного достоинства и уважения к себе. Сам он во всем старается подражать английским аристократам: модно одевается, от него всегда пахнет одеколоном.
Базаров, сразу заметивший несоответствие одежды, благородных манер Павла Петровича с жизнью в деревне, говорит: “…вы вот уважаете себя и сидите сложа руки; какая же от этого польза общественному благу? Вы бы не уважали себя и то же бы делали”.
На это противник Базарова ничего не может сказать, а только бледнеет, что доказывает его полное поражение в этом вопросе.
Вновь собравшись с силами, Павел Петрович продолжает упрямо настаивать на своем и начинает спор о принципах. Он говорит: “…аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди…”, на что Базаров замечает: “Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… подумаешь, сколько иностранных и… бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны”. Но не только иностранные слова отрицает Базаров, он отрицает все, даже основы общественного строя.
Когда речь заходит о русском народе, Павел Петрович, хотя сам очень далек от него, пытается показать, что Базаров не знает народ, что русский народ не изменился в течение веков:
“Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры…”
Насколько Павел Петрович пытается приукрасить народ и встать на его сторону, настолько Евгений Базаров презирает его за невежество, но в то же время и любит. “Мой дед землю пахал”, — говорит Евгений.
Базаров, в отличие от Павла Петровича, — нигилист. В своем споре с Кирсановым он как бы дает определение нигилизму: “Мы… решились ни за что не приниматься… И ругаться… И это
называется нигилизмом”. Тургенев определил значение этого слова так: “И если он называется нигилистом, то надо читать: революционером!”
Павел Петрович и Базаров — совершенно различные по взглядам люди: один — идеалист, другой — материалист; один — либерал и романтик, другой — демократ и реалист. Их
столкновение в романе вполне логично завершается дуэлью.
Различие идейных позиций настолько велико, что они становятся непримиримыми врагами.
Базаров, про которого Тургенев говорит: “Он честен, правдив и демократ до конца ногтей”, и Павел Петрович Кирсанов, который является представителем “лишних людей”, никогда не
смогут друг друга понять, потому что они — люди различных поколений, у них противоположные взгляды на жизнь.