Особенности лирики Лермонтова заключаются в том, что поэт вместил в своем творчестве практические все «вечные вопросы» человеческого бытия. Он пишет о любви, о глубине и значении этого чувства, пишет о смерти и жизни, вере в высшие силы, о свободе человеческой личности, праве человека избирать свою судьбу, о неприятии личности в обществе, о судьбе поэта в мире людей.

Лермонтов как поэт романтизма

В творчестве Лермонтова, особенно в ранний период, много черт от романтического стиля.

Для этого стиля характерен прием двоемирия, когда в своей душе лирический герой рисует идеальный образ, а на деле сталкивается с жестокой действительностью.

Все это есть в поэзии Лермонтова. Проанализируем одно из его любовных стихотворений «Нет, не тебя так пылко я люблю…». Стихотворение короткое, вмещающее в себя всего три четверостишья:

Нет, не тебя так пылко я люблю,
Не для меня красы твоей блистанье:
Люблю в тебе я прошлое страданье
И молодость погибшую мою.

Когда порой я на тебя смотрю,
В твои глаза вникая долгим взором:
Таинственным я занят разговором,
Но не с тобой я сердцем говорю.

Я говорю с подругой юных дней,
В твоих чертах ищу черты другие,
В устах живых уста давно немые,
В глазах огонь угаснувших очей.

В этом стихотворении лирический герой признается, что влюблен не в ту земную женщину, которую видит перед собой, а в далекий и призрачный идеал женщины, которую создало его воображение. При этом идеал гораздо дороже оригинала.

Как это и свойственно романтизму, герой лирики Лермонтова часто одинок, он ищет лучшей доли в мире людей, но обретает чувство гармонии только в единении с природой.

Этот мотив ясно проглядывается в стихотворении «Для чего я не родился?»:

Для чего я не родился
Этой синею волной?
Как бы шумно я катился
Под серебряной луной,
О! как страстно я лобзал бы
Золотистый мой песок,
Как надменно презирал бы
Недоверчивый челнок…

Здесь лирический герой стремится слиться с природой, чтобы оставить свою человеческую сущность и обрести покой и забвение.

Черты лирики Лермонтова пронизаны духом романтизма, это мятущийся тревожный порыв к настоящей свободе, познанию истинного счастья и любви.

Лермонтов как поэт реализма

Однако гений Лермонтова заключил в себя не только популярный в его годы романтический стиль, но и стиль реализма. Поэтому в некоторых своих произведениях поэт предстает как состоявшийся реалист, верный наследник А.С. Пушкина.

Образцом реалистического стиля в поэзии Лермонтова является «Казачья колыбельная песня». Начинается она доброй картиной: мать склонилась у колыбели своего сына и убаюкивает его:

Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.
Тихо смотрит месяц ясный
В колыбель твою.
Стану сказывать я сказки,
Песенку спою;
Ты ж дремли, закрывши глазки,
Баюшки-баю.

Мать рассказывает сыну о его будущей непростой судьбе – судьбе воина, она говорит, что будет молиться за него и ждать его домой с войны:

Дам тебе я на дорогу
Образок святой:
Ты его, моляся Богу,
Ставь перед собой;
Да, готовясь в бой опасный,
Помни мать свою…
Спи, младенец мой прекрасный,
Баюшки-баю.

В этом бесхитростном, на первый взгляд, стихотворении выражена и любовь к своей Родине, и восхищение перед подвигом материнства, и вся суть человеческой жизни.

То же самое обращение к судьбе простого человека на фоне грандиозных исторических событий мы видим в стихотворении «Бородино». В этом стихотворении от лица простого русского солдата рассказывается о победе над французскими захватчиками во главе с императором Наполеоном.

Героизм солдат и офицеров исходит из их глубочайшей любви к Родине, все это сугубо просто и реалистично, как будто сами читатели являются живыми свидетелями этого сражения:

Полковник наш рожден был хватом:
Слуга царю, отец солдатам…
Да, жаль его: сражен булатом,
Он спит в земле сырой.
И молвил он, сверкнув очами:
“Ребята! не Москва ль за нами?
Умремте же под Москвой,
Как наши братья умирали!”
И умереть мы обещали,
И клятву верности сдержали
Мы в Бородинский бой.

Недаром В.Г. Белинский называл М.Ю. Лермонтова «поэтом беспощадной мысли истины», поэтом-реалистом, в конце своего творческого пути ставшем гениальным художником слова.

Необычность лирики Лермонтова как раз и заключается в сочетании романтических и реалистических мотивов: каждый читатель найдет в произведениях поэта то, что ему по душе: и тоску мятущейся одинокой молодости, и живое описание жизни своего народа.

Похожие записи