Восемнадцатый век стал для России переломным – прогресс буквально захлестнул еще спавшую страну и пробудил в ней культуру, которая столь долгое время ждала своего. Все началось с реформ Петра I, который взглянул на государство другими глазами. Он заложил фундамент столицы культуры всей России – Санкт-Петербурга.
Дело своего предшественника продолжила и Екатерина II, период правления которой именуется «эпохой просвещенного абсолютизма». Основным направлением искусства в ту пору было барокко. Но после, бразды правления забрал классицизм. Одно из главнейших открытий императрицы – главный ученый-просветитель страны на тот момент – М. В. Ломоносов.
В живописи центральную позицию занимает исторический рисунок и портрет. Самые запоминающиеся: И. Н. Никитин «Портрет Петра I», Д. Г. Левицкий с портретом «Екатерины II».
Стремительно начали пробуждаться национальные настроения писателей, стремившиеся привнести в русское общество родное и отречься от столь навязываемого «иноземного». Одним из представителей идей «чистых сердца и разума» – национальных мыслей – стал Н. М. Карамзин.
Постепенное развитие сказалось и на зарождении новых литературных направлений, которые столь продолжительное время продержались в «тисках» классицизма. Ему на смену пришли романтизм и реализм. Истинный отец русской национальной литературы – А. С. Пушкин.