Классицизм в культуре, в том числе и в литературе, отличался стремлением к регламентации, иерархии жанров и художественных средств.
В языке это проявилось в делении слов на стили. Теория Ломоносова о трёх стилях выделила слова
- высокого стиля, которыми надлежало писать оды, трагедии;
- среднего стиля – для сочинения посланий, лирических стихотворений, драм;
- низкого стиля – уместных в баснях, комедиях, фарсах.
Литературные жанры были разграничены на высокие и низкие под стать делению на стили самой лексики. В ы с о к и м и жанрами считались оды, героические стихи, трагедии. Их содержанием должно было быть повествование о благородных героях, чьи поступки подчинены идее служения государству, основанному на мудрых законах. Целесообразность, польза, долг – ключевые слова таких произведений. Их герои, разделённые на положительных и отрицательных, наделялись соответствующими фамилиями: Правдин, Стародум – Скотинин, Простакова.
Н и з к и м и жанрами были басня, сатира, комедия. Разоблачая пороки людей, они были призваны совершенствовать нравы людей.
Классицизм (klassicus – образцовый) черпал образцы в эпохе античности. Одним из таких образцов было требование в драме трёх единств – места, времени и действия. Проживаемое героями в определённом пространстве время ограничивалось одними сутками и строилось вокруг основного конфликта. Некоторые черты классицизма, в том числе требование трёх единств, нашли отражение и в последующих литературных направлениях.