Новые слова образуются при помощи добавления словообразовательных морфем. Важно отличать морфемы формообразовательные (например, окончания, суффиксы прошедшего времени) от словообразовательных, создающих слова с новым лексическим значением и/или другую часть речи (это приставки, суффиксы, иногда окончания, а также усечение основ).
Примеры словообразовательных морфем:
Приставки: | “несчастье” (приставка “не-” + слово “счастье”) = слово той же части речи, но с противоположным значением. |
Суффиксы: | “школьный” (основа “школ” + суффикс “-н-“) = значение принадлежности и другая часть речи. |
Приставочно-суффиксальный: | “придворный” (основа “двор” + суффикс “-н-“) = значение признака и приближенности, а также другая часть речи. |
Усечение основы или бессуфиксный: | “тишь” (основа “тих” + нулевой суффикс и нулевое окончание) = изменение части речи и опредмечивание признака. |