С темой формирования рынка и его функционирования связаны факторы спроса и предложения. Они делятся на ценовые и неценовые. Вторые не связаны непосредственно с ценой на товар.
В качестве примеров неценового фактора производства можно назвать:
- Вкусы и предпочтения потребителей, а также их доходы, изменения в которых происходят, например, из-за экономически кризисов.
- Количество покупателей на рынке. Оно может измениться по разным причинам. Например, резкое увеличение потока туристов в какой-то город, а также миграционные процессы.
- Цена сопряженных товаров. Пример из жизни – чай и кофе, кетчуп и майонез, пельмени и хинкали. Существует множество взаимодополняющих товаров, как продовольственных, так и хозяйственных.
- Ожидание изменения цены.
- Реклама, влияющая на формирование спроса, она может быть и скрытой.
- Изменение полезности товара.
- Предоставление дотаций государством.