Критик Н. Ахшарумов выразился о герое романа Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание” так: «наказание для Раскольникова едва ли не опережает преступление».Здесь автор высказывания поднимает проблему влияние совести на поступки и состояние человека. Почему Родион получил свое наказание раньше совершенного деяния? Почему Раскольников решился довериться именно Соне? Прав ли он, ставя знак равенства между собой и Соней?
В начале романа автор изображает портрет бывшего студента, угнетаемого духотой Петербурга и своим бедственным положением: »А знаешь ли…что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят.».В этой ситуации у героя рождается теория – система мировоззрения, согласно которой он живет. Это была теория «О необыкновенных людях». Родион терзается сомнениями насчет своей способности переступить через закон ради блага:»Смогу ли я переступить или не смогу? Осмелюсь ли я нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею?». Драматизм личности Раскольникова заключается именно в неоднозначности его характера, в психологизме. Ф.М.Достоевский показывает его не злодеем, а личностью нравственно воспитанной, однако запутавшейся и потерявшейся в понятиях о добре и зле.
Героем, которого Родион воспринимал за равного, можно назвать Соню Мармеладову. Из-за безысходного положения своей семьи юная девушка решила «пойти по желтому билету».Хоть её и воспринимали как преступницу, Соня осталась нравственно чистой и доброй девушкой: “Да она свое последнее платье скинет, продаст, босая пойдет, а вам отдаст, коль вам надо будет, вот она какая! Она и желтый то билет получила, потому что мои же дети с голоду пропадали, себя за нас продала!..” (Катерина Ивановна о Соне).Соня Мармеладова также является глубоко верующим человеком, не винит никого в своем нравственном падении .Поэтому Родион в пятой части четвёртой главы признается именно ей в своем преступлении – он надеялся на то, что она его выслушает и поймет как верный друг.
Однако герой ошибочно ставил знак равенства между собой и Соней Мармеладовой. Для этих героев в мировоззрении характерна антитеза-Соня переступает через себя, а Раскольников через других. Родион совершил преступление, потому что «хотел Наполеоном сделаться», а Соня пожертвовала собой для своей умирающей от голода семьи. Именно поэтому Раскольникова мучает совесть еще до совершения преступления – его теория обыкновенных и необыкновенных людей не содержала гуманистических начал и была обречена на провал.
Приведя аргументы выше, хочу согласиться с критиком Н.Ахшарумовым, так как преступление Родиона Раскольникова ещё до его совершения было бессмысленным и причиняющим страдания, а не пользу. Именно поэтому внутри Раскольникова происходит конфликт, который приводит к угнетению совести за греховные и безнравственные замыслы.