1) в реальной жизни исторический Фауст и Мефисто были кумовьями. Просто так сложилось. О Фаусте еще при его жизни ходили нездоровые слухи: его влекло и туда, и сюда: и наука, и женщины, и вообще, у него была пестрая биография. Умер он загадочной смертью. Это случилось в шестнадцатом веке. Ударом молнии разрушилась небольшая немецкая гостиница, и там за разрушенной стеной нашли умирающего Фвуста. И сразу виновником его гибели был назван Мефисто. После смерти Фауста начинается его новая жизнь. Кто только не обращался к его истории: и Марло, и Гете, и другие. Наверно, тысячи книг было написано о нем. Чем интересен Фауст? Наверно, его второй жизнью, которую получил от Сатаны в обмен на молодость и успех. Вообще идея Фауста попала в тему. В Европе, начиная с начала эпохи Возрождения тема взаимоотношения человека и Сатаны была очень популярна. Впервые об этом упоминается в Библии. Сатана смущает Еву и наставляет её с Адамом на Древо Познания. По сути, Сатана делает то же, что и Прометей у греков: он им дарует ключ к развитию и Познанию. Европеец Фауст не мог не продать свою душу, ведь, Европа к тому времени также пошла по этому пути ради прогресса. Одно из двух: либо бурное развитие с помощью полученного огня и плода с Древа Познания, либо жить в религиозном мире и чувствовать себя на трех китах. Если бы Фауст был бы не европейцем, а скажем афганцем или бангладешцем, то он конечно, бы отказался от предложения Сатаны. Просто Европе того периода, стоящей на пороге Возрождения и прогресса, нужен был именно такой Фауст, готовый на сделку с Богом. Но Фауст употребил вторую жизнь в итоге на благо людям, и за это был прощён Всевышним. В конце трагедии хор ангелов поёт: “Чья жизнь в стремлениях прошла, того спасти мы можем”
2)Еще со времен сотворения мира идет борьба за душу человека, и в этой борьбе женщина играет, наверное, одну из самых важных ролей, потому что именно женщина нарушила заповедь Бога. И не только сама пострадала от этого, но и заставила страдать мужчину.
Наверное, это одна из самых интересных тем в истории мировой литературы. И свою трагедию Гете писал практически всю сознательную жизньТолько представьте – работа над первой частью заняла больше тридцати лет!
Его герой Фауст хочет любить и готов ради одного вечера с возлюбленной, ради одного ее взгляда и поцелуя исполнять приказания самого дьявола. И Маргарита – орудие Мефистофеля, которое кажется Фаусту олицетворением той счастливой жизни, о которой он мечтал. Она – символ молодости, красоты, нежности и, безусловно, чистоты.
Возникает вопрос: любил ли Фауст Маргариту? Наверное, нет. Поэтому она обречена на гибель. Фауст готов ее спасать, как и всякий другой мужчина, исполненный чувством долга и чести, но мы понимаем, что Маргарита в его жизни лишь мгновение.
Гете настолько сильно удалось создать образ Маргариты: она, как и Ева, ради любви наделала столько ошибок, ведь она причастна и к отравлению матери, к убийству брата, к смертной казни своего ребенка. Но Гете (а именно он творец) пожалел ее, ослабив муки. Поэтому она сходит с ума. Так даже небо смилостивилось над ней. А Фауст? Фауст идет дальше к своему мгновению…