В раннем творчестве любовная лирика поэта была лишена возвышенности и глубины, её отличала игривость, шутливость, подобно поэзии Анакреона («К Маше», «Красавице, которая нюхала табак»).
В Петербурге наметился перелом в особенностях любовной поэзии Пушкина. Среди стихов, схожих с лицейскими, возникает мотив стремления к идеалу: «Где женщина — не с хладной красотой, Но с пламенной, пленительной, живой?».
На юге любовные стихи отличаются грустью и трагизмом, подчиняясь царящему в литературе направлению — романтизму. Сказывается и влияние Байрона на молодого Пушкина, при котором поэт стремится отождествить себя с романтическим героем, часто беглецом или изгнанником, вынужденным расстаться с возлюбленной («Прощанье»).
Поэт не рассматривал любовь к одной женщине как величину постоянную. Постоянной была его потребность в увлечении, страсти. Пушкина интересовали не столько сами женщины, сколько состояние влюблённости («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»).
В стихотворении «На холмах Грузии» звучит светлая, незамутнённая печаль, вызванная образом любимой или воспоминанием о ней. И это состояние пробуждает уснувшее чувство: «И сердце вновь горит и любит — оттого, Что не любить оно не может». Здесь для Пушкина любовь — вдохновляющая сила, высшая материя, подлинная жизнь.