Наиболее реалистично и живо мир маленького человека в повестях Гоголя показан на фоне огромного безжалостного Петербурга в “Петербургских повестях”:
“Невский проспект” | Художник Пискарева одинок и талантлив. Но беда в том, что он живет в своем придуманном мире и верит в идеалы, которые ему подсовывает общество. Его трагедия, как и любого маленького человека, в невозможности изменить свою жизнь и в том, что ему некому помочь. |
“Нос” | Зависимость простого человека от мнений общества, преклонение перед чинами – действительность, которую изображает Гоголь. Сбежавший нос помогает показать абсурдность обычаев того времени и бесправность маленького человека. |
“Портрет” | Чартков постепенно утрачивает талант, так как продает его за деньги, рисуя на заказ все, за что ему заплатят. Образ художника символизирует путь значимой, особенной личности до незначительного человека. |
“Записки сумасшедшего” | Поприщин – типичный бедный служащий. “Нормальность” человека заключается в принятии унижений и издевательств, если он не имеет чина и денег. И только сумасшествие рождает в голове титулярного советника здравые мысли об устройстве общества. |
“Шинель” | Все силы и мысли мелкого служащего направлены на то, чтобы купить новую шинель. Именно она должна изменить его жизнь к лучшему. Когда герой умирает, этого никто не замечает, а на его месте оказывается новый служащий. Человек воспринимается обществом как вещь, которую можно заменить, как, к примеру, шинель. |