Автор комедии «Горе от ума», И. А. Гончаров, создал героя, который вызвал бурю критики в современном автору мире – мол, герой обличает всё общество, показывая его в дурном свете. В ответ на все выпады автор пишет критический этюд «Мильон терзаний», в котором размышляет о том, кто же такой Чацкий и зачем он нужен современности.
По мнению автора, Чацкий как герой своего времени, появился раньше Онегина, но пережил его и, в отличие от него, не паразитирует, а действует для преобразования своей жизни.
Миллион терзаний Чацкого связаны с общественной и любовной драмой, сложившейся в его жизни.
Общественная драма складывается из отношений героя с окружающими и его оценки другими людьми. Фамусов и его общество, узнав, что Чацкий не желает служить, так как ему «прислуживаться тошно», не понимают его и считают глупым и бездарным. В спорах Чацкого и Фамусова проявляется их конфликт, который становится одним из главных в пьесе: Чацкий – представитель «вражеского» для Фамусова нового поколения, а Фамусов – представитель того поколения, которое, по мнению Чацкого, должно уйти в прошлое. Чацкому ненавистно общество Фамусова, для него жизнь ради чинов и богатства – это низко и дико.
Любовь тоже приносит герою разочарование – он понимает, что девушка, на которой он хотел жениться, которую он любил, выбрала другого – того, кто выслуживает чины преклонением перед начальством. Чацкий поражен тем, что Софья, как и другие, не видит, что у человека внутри и какой он. Для неё важно лишь то, какой статус он занимает.
Тогда герой и переживает, по словам Гончарова, «мильон терзаний» – он разочарован в обществе, в любви. Ему понятно, что те люди, что его окружают, не представляют собой ничего, лишь мундир для них – это важно. Для Чацкого такая жизнь неприемлема, и он спешно покидает дом Фамусова.