Одной из тем в курсе обществознания в старшей школе является научное познание. Основное его целью является достижение объективности добываемого знания, что позволит изучить мир таким, какой он есть, без учета субъективной оценки или эмоций (объективностью называют отчуждение субъекта познавательной деятельности от ее объекта). В этом помогают специальные методы научного познания.
Современные учёные делят их на три категории: общенаучные, универсальные, теоретические. Для наглядности их можно представить в таблице:
Вид |
Описание |
Примеры |
Эмпирические |
Способ практического познания действительности опытным путём, который предполагает взаимодействие с предметом изучения при помощи эксперимента и наблюдения. Эмпирическое познание является источником первичной информации для теоретического метода. |
Систематизация и классификация научных фактов. Описание и сравнение. Даже учёные периода Древнего мира могли сравнить качество таких металлов, как медь и железо. В общественных науках они сравнивали разные формы правления, исходя из опыта полисов Древней Греции. |
Универсальные |
Общий для научного и практического накопления знаний. |
Анализ – разложение целого на части Синтез – объединение частей в единое целое Аналогия (моделирование, теория подобия), Индукция и дедукция. Идеализация. Абстрагирование. |
Теоретические |
Заключается в том, что исследователь выявляет фундаментальные закономерности и обнаруживает скрытые проявления за связями и отношениями, которые можно назвать видимыми и внутренними. Предполагает обработку эмпирической информации с помощью методик формализации данных и различных приёмов обработки информации |
Восхождение от конкретного к абстрактному и наоборот, а также формализация и математизация |