В «Маленьких трагедиях» А. С. Пушкин демонстрирует читателю различные дороги, которых придерживаются люди, отходя от нравственности. Итогом же всего может стать утрата ценного в жизни, отсутствие смысла бытия и непонимание собственного существования в мире. Автор начинает сравнивать нравственные законы и людские соблазны, ставя всё на чашу весов. До последней страницы хочется узнать, что же победит в схватке: соблазны, которые сводят с ума каждого человека, или же нравственность.
В цикле «Скупой рыцарь» во главе стоит власть. Пушкин сделал акцент на стремление человека к власти, хоть первоначально кажется, что основной мотив – показать скупость. Желание быть главным и властным человеком проявляется в олицетворении золота и денег. Так, взяв за героя Барона, писатель показывает нам его жаждущим, голодным до власти, имеющим неутолимую страсть к богатству. Все это негативно влияет на Барона: все присущие человеческие черты исчезают, пропадает даже искренняя чистая любовь к собственному сыну.
В цикле «Моцарт и Сальери» во главе – порок. Сальери живет лишь с одной мыслью – стремится к славе. Когда же он достигает пика желаемого, то понимает, что цель творчества совсем не в таланте и не в лаврах. Основной целью творчества становится ощущение, испытываемое при окончательном результате труда. Именно так работает Моцарт, которому завидует Сальери. Единственный выход, видимый Сальери – убийство Моцарта. В цикле поднята проблема злодейства и гения. Первое, в свою очередь, выражается как следствие безнравственного.
В цикле «Каменный гость» А. С. Пушкин показывает волю личности и нравственные законы. В центре фигура Дон Гуана – человека, который попирает все законы. Он ощущает себя сильным и волевым. Ухаживая за женщиной, Дон Гуан соревнуется с Богом. Такое поведение человека несопоставимо с Божьими законами. И, как следствие, герой наказан.
В цикле «Пир во время чумы» представлена смерть и веселье. Представленные герои задаются вопросом, для чего нужно жить, если в конце пути ожидается смерть. Поэтому на пире многие веселятся и пьянствуют. Так как смерть близка, то герои еще больше склоняются к веселью. И только некоторые присутствующие на пире до сих пор чувствуют влияние нравственных ценностей. Например, разговор со Священником или песня-гимн Мери во славу чумы.
«Маленькие трагедии» – философское произведение, в котором представлены размышления о смысле жизни.