Раскрывая тему «Мечта и реальность» можно идти в разных направлениях:
- добиваясь того, чтобы мечта сбылась, герой приходит к противоположным выводам, оказывается он не к тому стремился;
- мечта становится делом жизни человека, возвышает, облагораживает, делает его нужным, востребованным обществом;
- мелкая мечта, замкнутая в узком личном пространстве;
- мечта и фантастика, претворение в жизнь фантазий;
- типы мечтателей: деятельные, пассивные, добрые, жестокие.
Исходя из этого, по направлению «Мечта и реальность» в качестве аргументов к экзаменационному сочинению можно использовать следующие произведения:
Н. В. Гоголь «Мертвые души» (образ Манилова);
И. А. Гончаров «Обломов» (образ Ильи Ильича);
А. П. Чехов «Крыжовник» (брат Ивана Иваныча мечтал о домике и крыжовнике в саду);
М. Горький «На дне» (странник Лука);
А.Грин «Алые паруса» (образ Ассоль), «Зеленая лампа» (Джон Ив);
И. А. Бунин «Господин из Сан-Франциско» (заработал деньги и умер);
Д. Лондон «Мартин Иден» (образ главного героя);
В. А. Каверин «Два капитана» (Саня Григорьев мечтал стать полярным летчиком и раскрыть тайну капитана Татаринова);
Г.Х. Андерсен «Русалочка» ( мечтала о принце, мечта обернулась трагедией);
О. де Бальзак «Шагреневая кожа» (значимость мечты);
Ч. Диккенс «Большие мечты» (образ Филипа Пиррипа);
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита» (Мастер мечтал об издании книги);
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой».