Лейтмотив в поэзии может иметь значения:
1). Главная тема, идейно-эмоциональный тон, пронизывающие всё творчество поэта или его произведения определённого периода, связанные с характером переживаемых общественно-политических событий; эстетических, интимных чувств.
Так, лейтмотивом всей лирики М. Ю. Лермонтова является мотив одиночества героя. “Парус”, “Утёс”, “Тучи”, “На севере диком стоит одиноко”, “Листок”, “И скучно и грустно”, “Выхожу один я на дорогу”, “Мцыри” – эти произведения, написанные поэтом в разные периоды жизни, передают одиночество в образах паруса, старого утёса, гонимых туч, сорванного ветром дубового листка, а также в образе человека, лирического героя;
2). Основная тема и мысль отдельного стихотворения, развиваемые в нём от начала и до конца произведения.
Например, в стихотворении Лермонтова “Смерть поэта” главным является убеждение, что поэта убил свет. Пушкин стал жертвой светских гонений, с юности преследуемый за свой “свободный, смелый дар”. Мысль о том, что оскорблённый поэт на дуэли “восстал … против мнений света” проходит лейтмотивом, в котором углубляется тема пропасти между ним и клеветниками, вложившими пистолет в руку хладнокровного убийцы (“пустое сердце бьётся ровно”).
Доводя свою мысль до конца, Лермонтов смело называет место, где замышлялась расправа, – у трона, перед которым закон, суд безгласны. Грозя убийцам Божьим судом, автор в уверен, что преступление светской черни будет наказано и “Поэта праведная кровь” будет отомщена;
3). Повторяемый образ или художественный оборот речи, служащие раскрытию замысла или наиболее полной передаче эмоционального переживания.
Так, в стихотворении А. Пушкина “Храни меня, мой талисман” 5-кратное, повторение строчки, давшей название произведению, передаёт глубокие сердечные переживания поэта, испытанные им к Е. К. Воронцовой в одесский период Южной ссылки. Подаренное ею кольцо пробуждает воспоминания, и многократное обращение к символу любви травит сердечные раны, но и даёт возможность оживить чувства.