Блоковская поэма “Двенадцать” была подвергнута критике со всех сторон сразу после опубликования. Бывшие товарищи по поэтическому цеху и противники, белые и красные – все нашли веский аргумент, чтобы бросить в автора и его новаторское произведение камень.
В штыки приняли содержание, новый стиль и язык поэмы представители читающей и пишущей интеллигенции. На митинге-концерте в поддержку жертв большевистского террора в адрес Блока скандировали “Изменник”, хотя он лично не присутствовал в зале.
Новая “красная” власть в лице О. Д. Каменева, комиссара театрального отдела, не советовала читать поэму вслух, так как заключительный образ Христа не вписывался в революционную атеистическую модель общества.
Белая власть устами Колчака грозилась повесить автора “Двенадцати” за кощунство, когда будет взята Москва.
Обсуждали поэму и в узких кругах. На одном таком домашнем собрании Н. Гумилёв утверждал, что своей поэмой Блок послужил Антихристу и вторично распял Христа.
Среди общего непонимания и жестоких нападок Блоку надо было немалое мужество устоять в уверенности, что он сделал правильный шаг, написав поэму о революции.