Побывав в конце 18 века на постановке спектакля «Горе от ума» на сцене Александровского театра, Иван Александрович Гончаров поделился своими размышлениями с собеседниками из узкого круга друзей. Друзьям удалось уговорить автора перенести на бумагу свои мысли и в результате получилась статья, которая имела колоссальный успех. Гончаров вдумчиво совершил глубокий анализ этой комедии только под другим названием «Мильон терзаний». Именно эту цитату он далее и раскрывает. Кто среди героев подвергается страданию, оправданы ли они и в чем заключаются?
Сатирическое произведение «Горе от ума» – это комедия, в которой можно увидеть жгучую сатиру и разные нравы героев. В этой картине охватывается длинный период со времен жизни Екатерины и до Николая. Читатель знакомиться со старинной Москвой, ее тогдашним характером, образом и историческими мгновениями. Произведение написано очень художественно и объективно, а сам автор делает акцент на определенности, которая присуща Пушкину и Гоголю.
Эта комедия в русской литературе очень популярна среди читателей русской классики. В произведении автор подчеркивает, что «пушкинцы» уже уходят в далекое прошлое.
Комедийная пьеса и знакома широкой читательской аудитории и в то же время кажется замкнутой. Многие врезались в память – Молчанин, Фамусов, Салозуб и Чацкий (о нем споры и разноречия не заканчиваются до сих пор и этот персонаж, словно отдельная карта во всей колоде).
Произведение «Горе от ума» четко показывает общечеловеческие образы, которые со временем меняют свой тип и облик. Эта картина нравов еще в 30-е годы появилась на московской сцене: Чацкий приезжает в столицу и понимает, что Софья охладела к нему. Именно в этот момент между ними завязывается горячее действие и самый настоящий поединок. Из уравновешенности Чацкого выводит спорный разговор с Фамусовым. Как результат – два лагеря, в котором «отцы» и «старшие». Безусловно, роль Чацкого главная и без нее это была бы не комедия, а борьба нравов.
Сатира, эпиграмма и разговорный стих – жанры, которые будут вечными. Невозможно представить, что в жизни может появиться другая речь. Стихи и проза становятся здесь неразделимыми.
Пушкин отказал Чацкому в уме, а Грибоедов приписал горе именно его уму. Чацкий не только самый умный по сравнению с остальными, но и положительный герой с острым языком. В его речи уникальные умозаключения и острое слово. Он безукоризненно честен и имеет большое сердце. Между тем, личность этого персонажа несравненно умнее и выше лермонтовского Печорина или Онегина Чацкий – деятель с горячим нравов, а все остальные – паразиты и именно в Чацком начинается новое столетие.
И Печорин, и Онегин остаются в стороне от дела, а Чацкий наоборот – всегда готов к деятельности. Он очень хорошо раскрывает понятия «праздная скука» и «тоскующая лень». Герой очень открыто любит, видя в Софье свою спутницу жизни и жену.
Печорины и Онегины – истинные представители «породы» целого класса ловких кавалеров. Эти персонажи популярны в произведениях русской литературы и занимают там определенную нишу. Их популярность начинается во времена рыцарства и не заканчивается в нашем времени.