Конспект урока по литературе на тему: «Родная природа в произведениях русских поэтов 19 века», 5 класс
Тема урока:
Родная природа в стихотворениях русских поэтов 19 века
.
Тип урока: интегрированный урок- изучение нового материала.
Цели урока:
1) обучающая: познакомить учащихся со стихотворениями русских поэтов XIX века о родной природе, а также включить в сообщение краткие сведения из их биографий;
2) развивающая: развивать навыки выразительного чтения стихотворного текста, навыки устной речи, навыки анализа стихотворений;
3) воспитательная: воспитывать любовь к поэзии, к Родине и родной природе.
Оборудование урока:
компьютер, мультимедийный проектор, репродукции картин художников-пейзажистов; портреты Ф.И. Тютчева, А.Н. Плещеева, И.С. Никитина, А.Н. Майкова; аудиозаписи фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года», С. Рахманинов “Рапсодия на тему Паганини, 18 вариация”, литературоведческие словари, фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» , учебник, тетрадь.
Время урока: 45 мин.
План урока:
1.Организационный момент (1мин)
2. Вступительное слово учителя (7 мин)
а. Обращение к эпиграфу.
б. Постановка цели учащимися.
3. Изучение нового материала (25 мин)
а) прослушивание стихотворения И.С.Никитина «Зимняя ночь в деревне» и И.З. Сурикова «Зима» по фонохрестоматии;
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
– работа со словарями;
– выразительное чтение стихотворений учащимися;
– просмотр репродукций картин о зиме.
б) физкультминутка;
в) Образ весны в русской поэзии 19 века.
– прослушивание стихотворения «Весенние воды» по фонохрестоматии;
– просмотр репродукций картин русских художников о весне;
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
г) Образ лета в русской поэзии 19 века.
– загадка о лете. чтение стихотворения И.С. Никитина «Утро» подготовленным учеником;
– просмотр репродукций картин русских художников о лете (Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г.)
– работа с текстом стихотворения «Утро» (поиск средств художественной выразительности в стихотворении);
д) Образ осени в русской литературе 19 века
– чтение стихотворений «Есть в осени первоначальной..» Ф.И. Тютчева, «Осень» А.С.Пушкина, “Осень” А.Н. Майкова.
– прослушивание стихотворения «Есть в осени первоначальной..» по фонохрестоматии;
– просмотр репродукций картин русских художников об осени; (Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г.)
– выступление заранее подготовленного ученика об истории создания картины «Золотая осень» и ее авторе;
-работа в группах( найти в стих-ии признаки осени );
4. Рефлексия(7 мин)
5. Подведение итогов, выставление оценок (3 мин)
6. Домашнее задание (2мин)
Ход урока
1.Организационный момент
2.Слово учителя
У нас в России четыре времени года. И у каждого времени года свои энергии. Древние учили: «Всегда следуй за энергиями времен года». Что за окном, то же происходит и в нашем теле.
Люди-удивительные существа планеты Земля- постоянно развиваемся ,учимся новым знаниям, осваиваем новые науки, ремесла. И живем мы в таком же не менее удивительном, постоянно меняющемся мире, живом и прекрасном. Необходимо находиться с природой в постоянном взаимодействии.
Существует терапия времен года. Весна- Расцветающее дерево. Расцвет, развитие, рост природы и сил человека начинается весной, с приходом стихии дерева. Лето. Воспринимай все сердцем.
Главная стихия лета – огонь. Энергия огня помогает развить качества выше земных и небесных. Осенью природа очищается. Деревья сбрасывают листья, а зверьки – меняют шкурки, стихию земли сменит стихия металла. С наступлением зимы приходит стихия этого времени года – вода. Энергия воды поможет укрепить внутреннюю силу, которая заключена в мягкости: «Вода мягкая, а точит камень», «Стань подобным воде», «Бери за образец воду» – учили древние.
В природе – неиссякаемый источник вдохновения для поэтов, художников, писателей, композиторов, и, конечно же, для нас с вами. Нужно вслушаться и всмотреться. И только внимательному зрителю и слушателю откроется много удивительного, загадочного и прекрасного. Только тогда нам станет понятен таинственный и неповторимый язык родной природы.
Мир вокруг нас кажется постоянным и неизменным, но это лишь иллюзия(обман).На самом деле окружающая нас природа постоянно меняется, обновляется. Стоит лишь присмотреться.
А теперь подумайте над темой сегодняшнего урока.
Учитель: -Природа- одна из вечных тем мирового искусства. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Сегодня мы побеседуем о некоторых русских поэтах XIX века, которые в своих стихотворениях восхваляли родные леса, поля, луга, а также птиц и зверей. Все времена года пройдут перед нами в стихах Пушкина, Никитина, Сурикова, Тютчева, Фета, Майкова.
а ) Обращение к эпиграфу.
-Прочитаем эпиграф к сегодняшнему уроку.
Когда напевают закаты в реке,
И сосны вздыхают, и шепчут кусты,
Кто землю поймет на родном языке?
Кто, если не я?
Кто, если не ты?
Л Щипахина.
Учащиеся озвучивают тему урока. Запись темы на доске и в тетрадях.
б ) Постановка цели учащимися.
Учащиеся самостоятельно формулируют цель урока, опираясь на опорные слова, учитель корректирует.
Опорные слова:
Узнать…
Научиться…
Совершенствовать умение…
Цель: познакомиться со стихотворениями русских поэтов о природе, научиться анализировать лирическое произведение, совершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений, умение участвовать в беседе.
3. Изучение нового материала.
А )Учитель: -Год начинается с зимы. Зима – чудесное время года. Белоснежное покрывало из блестящего снега, неповторимые узоры на окнах, морозный воздух. Поэты не могли не заметить удивительной красоты зимней природы.
Прослушайте стихотворение И.С. Никитина «Зимняя ночь в деревне» в исполнении народного артиста России Л.Кулагина и стихотворение И.З. Сурикова «Зима» в исполнении народного арт. России Габец.
Учитель: – Какие картины изображены в стихотворениях? ( зимняя ночь и снегопад).
– Как вы думаете, удалось ли поэтам передать нам эти удивительные картины? (Да)
– С помощью чего мы смогли представить себе эти картины? ( изобр.- выразит. средства).
Учитель: -Изобразительно-выразительные средства используются в литературных произведениях для того, чтобы создать зримый образ описываемого предмета, явления.
– работа в парах (поиск средств художественной выразительности в стихотворениях);
Учитель: -Сейчас мы с вами поищем такие средства выразительности в стихотворениях. Но прежде поработаем со словарями и найдем определения: эпитет, сравнение, олицетворение.
– работа со словарями;
Учитель: -А теперь найдем эти средства выразительности в стихотворениях ( работа в парах):
Олицетворения «лес принакрылся», «лес заснул», «пришли морозцы»; эпитеты « сонное село», «немая тишина», «улицы пустые», «пушистый снег», «чудная шапка»; сравнения «крест, как свеча», «поле забелело, точно пеленой его одело», «темный лес, что шапкой принакрылся».
– выразительное чтение стихотворений учащимися;
Просмотр репродукций, изображающих зиму: И. Шишкин «Зима», 1890г., Н. Крымов «Зимний пейзаж», К. Крыжицкий «Лес зимой», И. Грабарь «Роскошный иней» под аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года» или Вивальди «Времена года».
Б ) Физминутка;
Мы пройдемся по дорожке.
Чтобы отдохнуть немножко,
Мы пройдемся по дорожке.
Но дорожка не простая –
Нас от парт не отпускает.
Голову тяну к плечу,
Шею я размять хочу.
В стороны разок-другой
Покачаю головой.
Пальцы ставим мы к плечам,
Руки будем мы вращать.
Круг вперед, другой – вперед,
А потом наоборот.
Хорошо чуть-чуть размяться.
Снова сядем заниматься.
В)Образ весны в русской поэзии 19 века.
«Весенние воды» Тютчев.
Вопросы:
– В этом стихотворении тоже изображается весна. А месяц назвать вы можете? (Май.)
– Кого или что олицетворяет в нем поэт? Что в стихотворении предстает перед нами, как живое? (Воды, то есть река. Воды «гласят во все концы» о том, что идет весна.)
– Какие эпитеты передают нам светлое, радужное, веселое настроение? («Тихих, теплых, майских дней», «румяный, светлый хоровод».)
Учитель: Да, это весна, которая приходит вслед за зимой. С этим временем года связано пробуждение природы и человека, это символ чистоты, обновления, начала чего-то нового.
Обращаю внимание учеников на репродукции картин: Левитан «Цветущие яблони», 1896г; «Март»,1895г; «Весна-большая вода»,1897г. » под аудиозапись (С. Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18).
Учитель: -Найдите в учебнике стихотворения о весне, подготовьте выразительное чтение одного из них ( кто первый).
Г)- Образ лета в русской поэзии 19 века
– Загадка о лете. чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником;
Учитель: -Отгадайте загадку и назовите время года:
Я соткано из зноя,
Несу тепло с собою,
Я реки согреваю,
«Купайтесь!» — приглашаю.
И любите за это
Вы все меня. Я — …
(Лето)
Чтение стихотворения И.С.Никитина «Утро» подготовленным учеником.
Учитель: – Любую художественную картину, нарисованную красками или словесно, можно не только увидеть, но и услышать, и почувствовать. В ней есть свои неповторимые звуки и запахи.
Звуки: шум от крыльев улетающих уток, звон колокольчика, пробудились рыбаки, песни птиц, песня пахаря.
Запахи: утренней свежести, прохлады, близкого водоема, запах цветущих трав.
-Просмотр репродукций картин русских художников о лете под аудиозапись Рахманинов Рапсодия на тему Паганини, вариация 18. Обращаю внимание на репродукции картин: Левитан «Березовая роща»,1885г., Поленов «Пруд в Абрамцево», Шишкин «Дождь в дубовом лесу», 1891г., «Рожь», 1878г. ) Посмотрите еще раз на картины, представьте себе ее и назовите присутствующие там звуки и запахи.
Д) Образ осени в русской поэзии 19 века.
Учитель:- Ребята, а теперь посмотрите на картину и отгадайте изображенное на ней время года. Знаете ли вы, кто автор этой картины? (Левитан «Золотая осень»)
Сообщение заранее подготовленного ученика.
Это картина известного художника Левитана, написанная в 1985 году. К началу 1890-Х годов талант Левитана достиг полной зрелости, наступила пора творческого расцвета. В обширном наследии художника картины на мотивы русской осени встречаются неоднократно. Он особенно любил это время года за его лирические печальные тона, за праздничную яркость убранства деревьев- она была созвучна его настроениям. Краски осенней листвы, особая прозрачность воздуха и чувство уходящей жизни находили отклик в его меланхолической натуре.
Одной из самых известных картин Левитана стала «Золотая осень», в которую мастер вложил светлую грусть увядания природы.
Картина написана в имении Горка Тверской губернии, где художник гостил в семье Турчаниновых с мая по октябрь 1895 года.
Учитель: -Посмотрите внимательно на другие картины и перечислите признаки осени. (Обращаю внимание на репродукции картин: Поленов «Золотая осень»,1893 г., «Осенний день. Сокольники», 1879г. «Осень.Мельница.Плес», 1888г. (По разным оценкам художник написал около ста осенних картин.)
-Работа в группах. Найти и перечислить признаки осени в стихотворениях, выразительно прочитать его.
1 группа: стихотворение «Есть в осени первоначальной…»
Учитель:– Давайте проведем с вами небольшую словарную работу: выпишем из стихотворения в тетрадь слова, которые могут быть непонятны.
(«Лучезарны вечера». Лучезарный – сверкающий, полный сияния, блеска. Серп – длинный изогнутый нож для срезывания хлебных колосьев. «…на праздной борозде». Праздный – здесь: пустой. Борозда – канавка, углубленная черта на поверхности почвы, сделанная сохой или плугом. Лазурь – светло-синий цвет, цвет неба.)
– После того, как мы узнали значения малознакомых слов, прослушаем стихотворении в исполнении ученика (фамилия называется).
Поиск средств художественной выразительности:
Автор использует такие художественные средства как
сравнение (весь день стоит как бы хрустальный…) , олицетворение (где бодрый серп гулял) .
Это придает выразительность речи, способствует более полному раскрытию художественного образа.
Поэт использует самые изысканные эпитеты, передающие его отношение
к окружающему миру: “дивная пора”, “хрустальный день”, “лучезарный вечер”.
2группа: Пушкин А.С. “Осень”
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «унылая пора», «в багрец и золото одетые леса», «свежее дыхание», лексика старого стиля «осенний хлад». Звукопись: большое количество глухих согласных звукоподражательно описывает шелест листьев и прохладу.
3 группа: А.Н. Майков “Осень”.
Словарная работа:
Вешний – весенний.
Утеха – удовольствие, забава.
Совлечь – снять.
Пурпур – тёмно- или ярко-красный цвет.
Автор использует такие художественные средства, как эпитеты: «лист золотой», «кудрявых груздей», «прозрачных небес», многочисленные олицетворения, цветовая гамма стихотворения («лист золотой», «пурпур брусничных кистей», «ясность небес»).
6. Рефлексия.
Я начинаю предложение, а вы продолжаете:
Вопросы для рефлексии урока:
1. Сегодня я узнал…
2. Было интересно…
3. Я выполнял задания…
4. Я понял, что…
5. Теперь я могу…
6. Я почувствовал, что…
7. Я приобрел…
8. Я научился…
9. У меня получилось …
10. Я смог…
11. Я попробую…
12. Меня удивило…
13. Урок дал мне для жизни…
14. Мне захотелось…
7. Подведение итогов, выставление оценок..
Учитель: – Ребята, а теперь подумайте, при помощи каких средств предают красоту родной природы поэты, художники, музыканты?(Поэты – при помощи изобразительно-выразительных средств, художники-цветом, техникой живописи (мазочками, пятном, линией, тоном), музыканты – с помощью нот.
8. Домашнее задание. 1 мин.
1 уровень: выразительное чтение стих. А.М.Жемчужникова «Грачи»;
2 уровень: написать небольшое сочинение ( 5 пр-ий) «Я в осеннем(зимнем, весеннем, летнем) лесу»
3 уровень: сочинить четверостишие о родной природе.
Резервные методические материалы.
Составить устное высказывание на тему «Какой изображают родную природу русские поэты», используя опорные слова и выражения
Родная природа для русских поэтов – это…
Поэты воспевали красоту…( чего?)
Русская природа… ( какая?)
Нам, читателям, близки стихотворения о родной природе, потому что…
Библиография.
1. Коровина В.Я., Журавлев В.П., Коровин В.И. Литература 5 класс учебник для общеобразовательных учреждений, в 2-х частях. М.: Просвещение, 2015.
2. Литература, 5 класс, Фонохрестоматия, Коровина В.Я., Журавлев В.П., 2013.
3. «Художественная галерея» №60,2005
4. «Художественная галерея» №65,2005
5. «Художественная галерея» №56,2005
6. Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Методические советы. М.: Просвещение, 2004
7. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. М.: Просвещение, 2011.
8. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя. С.-Петербург: КАРО, 2013.
9. Тимофеев Леонид Краткий словарь литературоведческих терминов .1963
10. Миронова Н.А. Литература в таблицах:5-11 классы: справ. материалы.- М.:Астрель,2008