Софья увлеклась любовью к Молчалину. Она рисует его портрет, пытаясь примирить с этой любовью себя и других. Портрет вышел пошлым, но она этого не заметила.
Чацкий срывает маску с Молчалина. Софья рада, что никто не видел постыдной сцены раскаяния Молчалина. Софья не безнравственна: она грешит грехом неведения. Ложь, отсутствие идей, путаница понятий, нравственная слепота – это общие черты ее круга. В ней же самой есть что-то мечтательное, горячее, нежное. Остальное подлежит воспитанию.
Французские романы, игра на фортепиано, стихи и танцы – в этом заключалось образование барышни. В Софьином чувстве к Молчалину много искренности. Гончаров сравнивает ее с пушкинской Татьяной: она первая делает шаг к любимому.
Софью свело с Молчалиным желание покровительствовать, сделать счастливым любимого. В обществе Фамусова это было не редкостью. Другие примеры ей негде было взять. В Софье есть задатки недюжиной натуры, страстности, живого ума, женской мягкости. Ей, как и Чацкому, достается свой «мильон терзаний».