- Картина нравов и галерея живых типов.
Комедия Грибоедова «как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей». «Горе от ума» это и картина нравов, и галерея живых типов, и жгучая сатира, и больше всего комедия. Она захватывает длинный период русской жизни. В группе двадцати человек с художественной и объективной законченностью отразилась вся прежняя Москва.
- Пороки общества.
Пока будет существовать стремление к почестям, пока будут водиться охотники угодничать, весело пожить, пока сплетни, безделье и пустота будут частью общественной жизни, будут проявляться черты Фамусовых и Молчалиных.
- Роль Чацкого.
Без Чацкого не было бы комедии, а была бы картина нравов.
Чацкий умнее прочих и положительно умен. Речь его полна ума и остроумия. У него есть сердце, он честен. Личное горе его не от ума, а от других причин. Чацкий выше и умнее Онегина и Печорина. Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век.
Роль Чацкого страдательная и победительная.
Его идеал заключается в свободе от всех цепей рабства, которыми оковано общество. Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей удар количеством силы свежей.
Он обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «Один в поле не воин». Воин, если он Чацкий, и притом победитель.
- Чацкий и фамусовское общество.
Борьбы с Фамусовым Чацкий сначала не ищет, – «Чацкому скучно с ним говорить» – и только настойчивый вызов Фамусова на спор выводит Чацкого из его сосредоточенности:
Вот то-то, все вы – гордецы!
Смотрели бы, как делали отцы,
Учились бы, на старших глядя!
Чацкий не вытерпел и провел параллель века «минувшего» с веком «нынешним». С этого момента поединок разрастается в титаническую борьбу со всей Москвой, – с фамусовским обществом. Образовалось два лагеря: фамусовская Москва с одной стороны и один пылкий боец с другой. Это борьба не на жизнь, а на смерть.
- Характер Софьи.
Софья не безнравственна. Она не так виновата, как кажется. Смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием намека на убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота – это общие пороки общества, в котором живет Софья. В ее личности прячется что-то нежное, мечтательное. Все остальное плоды воспитания. С Молчалиным ее свело влечение покровительствовать «скромному» любимому человеку, стремление возвысить его до своего круга. Софья вызывает симпатии. В ней есть задатки недюжиной натуры, живого ума, женской мягкости. Она загублена в духоте, куда не проникали лучи света, поэтому ее полюбил Чацкий.