Заглавие романа образно передаёт его смысл.
«Мир» – это не только мирная жизнь без войны, но и та общность, то единение, к которому должны стремиться люди.
Мир – это жизнь народа, не находящегося в состоянии войны.
Мир – это крестьянский сход, затеявший бунт в Богучарове.
Мир – это весь народ, без различия сословий, одушевлённый единым чувством боли за поруганное Отечество.
Мир – это ближайшее окружение, которое носит человек с собой, где бы он ни находился, вроде поэтического мира Наташи, вроде особого «мира» капитана Тушина, грустно-сосредоточенного духовного мира княжны Марьи.
Мир – это и весь свет, Вселенная; о нём говорит Пьер, доказывая князю Андрею существование «царства правды».
Мир – это братство людей, независимо от национальных и классовых различий.
Мир – это жизнь.
«Война» – не только кровопролитные битвы, несущие смерть, но и разъединение людей, их вражда.
Война – это вообще вражда, непонимание, эгоистический расчёт, разъединение. Война существует не только на войне. В обычной, постоянной жизни людей, разделённых социальными и нравственными барьерами, неизбежны конфликты и столкновения. Сражаясь с князем Василием за наследство умирающего графа Безухова, Анна Михайловна Друбецкая ведёт прямо-таки военные действия. Толстой нарочито подчёркивает это: «Она сняла перчатки в завоёванной позиции расположилась в кресле».
Такие простые слова – война и мир – в заглавии указывают на эпическую широту и всеохватность книги.
Из названия романа вытекает его основная идея, которую удачно определил Луначарский: «Правда заключается в братстве людей, люди не должны бороться друг с другом. И все действующие лица показывают, как человек подходит или отходит от этой правды».