Представления церкви об устройстве общества, морали и поведении и реальные её действия по отношению к верянам в Средние века были были следующими:
- церковь пропагандировала принципы библейской терпимости и соблюдение основных заветов божьих: истовый христианин должен был отказаться от насилия и любить ближнего своего, отказаться от земных благ и стремиться к спасению через нестяжательство и аскетизм; церковные идеологи говорили о скромности и самоотречение человека ради будущей встречи с Богом и спасения;
- разделение церквей в 1054 году произошло и из-за серьезной разницы в обрядах, и из-за политических амбиций как константинопольского патриарха, так и римского папы;
- многие папы, в том числе и Иннокентий III, воспринимали себя как наместника Бога на Земле и ставили земных государей на ступень ниже себя;
- существовали разные еретические учения, но многие из них, в пику католической церкви, пропагандировали нестяжательство, бедность, скромность, аскетизм и отказ, как от своих богатств, так и от своих политических амбиций и иерархии;
- церковь по-разному относилась к еретическим учениям, но в большинстве случаев преследовала, «натравливала» инквизицию, устраивала так называемые крестовые походы против «попирателей веры». Основной причиной таких агрессивных действий была боязнь утраты огромных церковных доходов;
- нищенствующие ордена в основном отказывались от стяжательства в пользу ярко выраженной бедности, собственность считалась чем-то постыдным и не имеющим значения;
- доминиканцы являлись специфическим монашеским орденом, фактически филиалом Святой Инквизиции; они разыскивали еретиков, вели интеллектуальные полемики, занимались научными изысканиями.