А. С. Пушкин создал прекрасные образцы пейзажной лирики как в отдельных стихотворениях, поэмах, так и в лирических отступлениях в романе “Евгений Онегин”.

Поэт неоднократно признавался изумительными по красоте стихами в своей любви к осени. Не менее прекрасные строки посвятил он и зиме. Исследуя стихотворение “Зимнее утро”, можно отметить особенности пушкинского стиля, своеобразие языка, системы образов, роль композиции в создании живой картины природы.

В основе стихотворения лежит развёрнутая антитеза: ненастный вечер противопоставлен солнечному сверкающему утру. Олицетворения “вьюга злилась”, “мгла носилась”;сравнение “луна, как бледное пятно”;эпитеты“на мутномнебе”, “тучимрачные”создают образ безотрадного унынья под завывание метели, передают печальное настроение одиноких людей, отделённых от мира пеленой пурги.

Резкая смена настроения наступает благодаря смене красок, передаваемых эпитетами: “голубыминебесами”, “великолепнымиковрами”, “прозрачныйлес”, “янтарнымблеском”. Вполне традиционное сравнение снега с коврами оживляется благодаря деепричастному обороту “блестя на солнце”.

Восторженное настроение при виде прекрасного утра передаётся с помощью взволнованного синтаксиса: восклицательных, побудительных предложений: (“Мороз и солнце: день чудесный!”, “…Звездою севера явись!”);обращений (“друг прелестный”, “красавица”).Усиливает передачу лирического чувства поэта ряд однородных членов “поля…, леса…и берег”.

Похожие записи