Вид рифмы зависит от ударения, расположения в строфе, созвучия гласных и согласных звуков.
Если ударение падает на первый слог с конца строки, то это мужская рифма: души– попляши, пела– дело. Если используется женская рифма, то на второй слог: дорога – порога, кротко – отрок. В одной строфе могут использоваться и мужские, и женские рифмы.
Самыми распространенными способами рифмовки являются:
- параллельная
Последняя туча рассеянной бури! (а)
Одна ты несешься по ясной лазури, (а)
Одна ты наводишь унылую тень, (б)
Одна ты печалишь ликующий день. (б)
- перекрестная
О красном вечере задумалась дорога, (а)
Кусты рябин туманней глубины. (б)
Изба-старуха челюстью порога (а)
Жует пахучий мякиш тишины. (б)
- кольцевая
Я вас люблю, — хоть я бешусь, (а)
Хоть это труд и стыд напрасный, (б)
И в этой глупости несчастной (б)
У ваших ног я признаюсь! (а)
Исходя из созвучия гласных и согласных, рифма бывает точной и неточной. Точная: шум – ум, отрада – награда. Неточная: раздеваясь – подавая, оружие – обнаруживая.