История возникновения и развития жречества напрямую связана с развитием религиозного представления у первобытных общин. В период существования рядовой общины как таковых жрецов не существовало, поскольку не произошла социальная дифференциация населения. Как только общество начало делиться на касты, а из родовой община превратилась в территориальную, знахари, маги и шаманы узурпировали право на общение с духами и божествами. С тех пор считается, что жрецы – это отправители культа, связные между миром мертвых и живых. Жречество еще в древние времена сформировалось в институциональную ветвь власти:
- с давних времен жрецов выбирало общество и фактически дарило ему право на власть;
- жрецы всегда соревновались в могуществе со светскими правителями;
- жрецы обладали наибольшим авторитетом в обществе;
- служение культу приносило большие доходы, потому жрецы часто были обеспечение остальных членов общины.
В древних государствах Востока жрецы продолжили соревноваться за власть с деспотами – официальными властями восточных государств. В Египетском царстве, Вавилоне, Индии, Иране жрецы обладали не только религиозной властью. Они обладали рабами, храмами, землями, политической властью и драгоценными богатствами. На Востоке, особенно в Египте, жрецы были главными хранителями традиций. В сознании всех египтян, особенно привилегированных слоев общества, жрецы оставались едиными обладателями Божественной силы.
В Античное время жрецы не только были связью между миром живых и миром божеств, но и хранили главные научные знания цивилизации.
С возникновением и развитием современных мировых религий – христианства, иудаизма и ислама – феномен жречества перестал быть актуальным. Считается, что духовенство – это наследники древнего жречества.