Самсон Вырин – главный герой произведения «Станционный смотритель», через описание которого А. С. Пушкин хотел нарисовать образ маленького человека. Ничего не отличало его от людей четырнадцатого ранга – станционных смотрителей. Он был человеком спокойным, и несмотря на то, что проезжие оскорбляли его, был по-своему счастлив. Жил он ради одного человека – дочери Дуни, которая любила его не меньше.
В первую встречу автора со смотрителем тот был пышущим здоровьем мужчиной, который размеренно выполнял свою работу и содержал дочь. Мир для него не был тёмным и бессердечным, раз смысл жизни всегда был под крылом. Ловко автор использует описание интерьера, описывая жизнь Самсона Вырина в период встреч.
Во время второй встречи автор уже не узнаёт старого знакомого. Тот за несколько лет успел постареть, походя теперь на горбатого старичка. Причиной тому послужил уход любимой дочери из семьи. Та покинула отца, обманувшись богатым положением возлюбленного. Старика это буквально уничтожило, подкосило. И тут автор передаёт внутреннее состояние героя с помощью описание комнатушки. Теперь уже не было цветов на подоконнике. Неопрятность и беспорядок окружали старичка. Вместо хорошего одеяла – старая шинель. Вместо счастливого лица – угрюмое и усталое.
Третьей встречи так и не произошло. Последний раз автор уже не смог увидеть Самсона Вырина, поскольку тот скончался. Уход дочери из жизни лишил его смысла существования. Не было больше доброго смотрителя. Крепость духа человека была сломлена изнутри, а не снаружи. Ни одно едкое высказывание не задевало Самсона, тогда как уход единственного родного человека погубил. В этом и есть трагедия маленького человека. В саморазрушении.