Комедия Д. И. Фонвизина «Недоросль» стала классикой литературы. Она все еще цитируется, оставаясь на устах у многих современников. Но, прежде чем показать свету данное произведение, автор в течение долгого времени работал над ним, потратив много сил не переработку.
Еще за несколько лет до публикации, первые наработки датировались 1770-ми годами. Изначальный черновик очень напоминал одну из других работ автора – пьесу «Бригадир». Работа велась кропотливая, были использованы многочисленные источники, среди которых: сатирические статьи из журналов, произведения друзей-авторов. Автор вдохновлялся даже работами самой Екатерины II.
Окончательно идея создания сформировалась в мыслях Дениса Ивановича после возвращения из путешествия во Францию. Там он жил в течение полутора лет, где постигал азы различных наук: философии, юриспруденции и других.
Ранние наработки по теме пьесы назывались «Ранними недорослями». Они датировались шестидесятыми годами восемнадцатого века и могли принадлежать его однофамильцу, который впоследствии канул в лета.
Все вышеупомянутое вылилось в окончательную версию работы, завершенную в 1781 году. Воспроизведение замысла автора на сцене театра не заставило себя ждать. Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1782 году. Критики и публика восприняла работу крайне положительно. Доходило вплоть до того, что восторженная публика, наполнившая весь зал, с энтузиазмом хлопали актерам и забрасывали сцену кошельками.
Но, прежде чем автор получил дозволение поставить пьесу на сцене, он столкнулся со многими трудностями. В мае того же года его предложение отвергли даже в Москве в силу того, что цензура не могла допустить столь острые реплики и животрепещущие персонажи. Но старания Дениса Ивановича увенчались успехом в сентябре 1782 года – в Петербурге свет увидела его величайшая работа. Через некоторое время и в Москве с воодушевлением поставили пьесу на сцене театра.
Существует некая легенда, которая гласит, что после оглушительных оваций к Фонвизину подошел князь Потемкин, по иным версиям Державин. Воодушевленный представлением он сказал, что лучшую пьесу автору уж точно больше не написать. Это, безусловно, лучшая его работа.
Последующая деятельность автора была несколько затруднительной. В силу большого количества сатиры даже сама Екатерина Великая препятствовала публикациям Дениса Ивановича в печатных изданиях. Вплоть до самой смерти ему не удалось ничего опубликовать.