Илья Ильич Обломов – главный герой одноименного романа И. А. Гончарова. Когда начинается действие, возраст его около тридцати двух лет. Наружность его приятна, росту среднего.
В лице и взгляде темно-серых глаз отсутствует сосредоточенность и какая-нибудь определенная идея. Мысль вольной птицей порхала по лицу, потом пропадала совсем, и тогда на лице появлялся свет беспечности. Мягкость была основным выражением лица и души Ильи Ильича. Иногда взгляд омрачался усталостью или скукой, но и тогда не исчезала мягкость. Обломов обрюзг, от этого цвет лица был трудноопределимым. Чересчур белая шея, маленькие пухлые руки, мягкие плечи казались изнеженными для мужчины. Если набегала тревога, печаль, забота, то редко застывала в форме идеи, обычно заканчивалось все вздохом и замирало в апатии или дремоте. Читатель видит портрет ленивого, безвольного человека, напрашивается вопрос: как он может быть героем романа?
Персидский халат был любимой одеждой Обломова. Даже больше, он был частью его самого. Он так же, как и хозяин, был мягок, гибок, и как послушный раб, подчинялся малейшему движению тела. Туфли на нем были мягкие, длинные, широкие. Спуская ноги с кровати на пол, он безошибочно попадал в них сразу. Халат и туфли останутся неизменными на протяжении всего действия романа.
Начало романа застает Илью Ильича Обломова в квартире, которую он снимал в большом доме. На первый взгляд комната казалась прекрасно убранной. Бюро красного дерева, красивые ширмы, два дивана, обитые шелком составляли обстановку. На окнах висели шелковые занавесы, на стенах несколько картин, повсюду в комнате было множество красивых мелочей. Присмотревшись, посетитель мог увидеть паутины, забытое полотенце на диване, не убранную с вечера тарелку с остатками ужина. Все так запылилось, полиняло, что казалось, здесь никто не живет. Эта комната была для Обломова и кабинетом, и спальней, и гостиной. Остальными он не пользовался. Интерьер квартиры связан с душевным состоянием героя. В его душе все так же запущено, безразлично, лишено свежего воздуха.
Знакомство с Ольгой Ильинской на время извлекло Илью Ильича из халата и туфлей, разлучило с диваном. Но то, к чему стремилась Ольга, так не соответствовало тому, о чем мечтал Обломов. Их любовь была обречена.
Естественным состоянием для Ильи Ильича было лежание. Он словно сросся со своим диваном, на нем так покойно и уютно. Покой и тишину Илья Ильич ценил больше всего. Когда Обломов съезжает с квартиры, то новое жилье отвечает тем же требованиям: тишину и покой в доме вдовы Пшеницыной Обломов отметил сразу. Постепенно обстановка в доме вдовы все больше стала напоминать ему жизнь в имении родителей в Обломовке. Это было тем идеалом, к которому стремился Илья Ильич. И вновь он вернулся к халату и дивану. Его жизнь вернулась на круги своя. Читатель видит его в той же обстановке, что и в начале романа.