Поэма “Двенадцать”посвящена событиям Февральской революции, чей лозунг “Вся власть Учредительному собранию” пытается понять старушка, которая приходит к выводу, что напрасно потратили так много кумачового полотна. Но прятаться за непонимание и не считаться с тем, что мир бесповоротно сдвинулся с прежнего основания, нельзя. Революция вошла в жизнь людей так же неотвратимо, как белая стихия метели накрыла улицы Петрограда.
В общую стихию должны внести порядок 12 патрульных красноармейцев. Они идут державным шагом, служа новой власти, которую готовы утверждать штыками и даже “пульнуть в святую Русь”. Их надежды связаны с этой властью, потому что прежняя буржуйская видела в них только рабочий придаток к машинам или солдатскую массу, которую можно загнать в окопы.
Старый мир в образе буржуя, прежнего хозяина жизни, а теперь стоящего на символическом перекрёстке в виде вопросительного знака, рисуется общей фигурой вместе с безродным псом. Невесёлый поп, плаксивая дама в каракуле, пять проституток, утвердивших на собрании новую таксу – ни одного лица, отмеченного чертами нового мира. До конца это лицо так и не проступит из толпы.
Зато есть враги: Ванька, подавшийся в жандармы, и толстомордая Катька-содержанка. Они ответят за всех. Пуля достаётся Катьке, которая предала любовь Петрухи, одного из красноармейцев. Петру жаль, что он напрасно убил её, но друзья быстро успокоили солдата. Действительно, сколько ещё таких катек попадёт в жернова революции!
В сгустившейся метели, обступившей патрульных, им увиделся впереди их шествия образ Христа, в руках которого красное знамя. Возможно, это в который раз за человеческую историю принятая Богом ответственность за кровавые грехи людей. Ведь сам он осенён белым венцом из роз. Поэт признавался, что сколько ни думал над финалом поэмы, но каждый раз убеждался, что фигура Христа впереди патрульных неизбежна и незаменима.