Статья А. Григорьева посвящена творчеству А. Н. Островского. Драматург рисует широкое полотно народной жизни. Григорьев выражает несогласие с мнением демократических критиков, которые считали Островского обличителем темного царства. Критик подчеркивает народный дух, являющийся основой пьес Островского.
Демократические критики подгоняют творчество Островского под свои теории. Островский не обличает недостатки общества, а показывает жизнь во всех ее проявлениях. Слово «самодурство» неприменимо к героям Островского. Культура купечества и крестьянства, показанная в пьесах Островского, определяется словом «народность».
Григорьев спорит с Добролюбовым по поводу характера Катерины. Трагизм «Грозы» он отодвигает на второй план, освобождая место красоте и поэтичности русской природы, подробностям провинциальной жизни и быта.
Пьеса Островского отражает народный мир со всеми его противоречиями. Свой взгляд на «Грозу» Григорьев назвал идеально-художественным. Принцип народности, по его мнению, в полной мере воплотился в «Грозе».
«Гроза» – поэтическое царство народной жизни. Рамки теории «темного царства» для нее слишком узки, она намного глубже по смыслу.