Повесть «Гранатовый браслет» без преувеличения можно назвать гимном истинной любви. Эпиграфом произведения А.И. Куприн поставил название сонаты Бетховена, которая зазвучит в последней главе повести, соединяясь с мыслями главной героини Веры Николаевны Шеиной.
В первой главе читатель знакомится с Верой Николаевной и ее окружением. Действие разворачивается в доме предводителя дворянства князя Шеина на именинах Веры. В разгар праздника и веселья ей преподносят таинственный подарок – гранатовый браслет, и она вспоминает историю давно минувших дней. Этот рассказ мы слышим от ее мужа, который комментирует старый альбом. Это история любви простого телеграфиста, каждый день посылавшего Вере страстные письма. Василий Львович с усмешкой и издевкой рассказывает об этих событиях. Вообще, все брачные истории, рассказанные в этот вечер мужем героини, противопоставлены искренним рассуждениям деда Веры генерала Аносова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!» Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Слушая рассказ о бедном телеграфисте дед говорит внучке: «Может быть, твой жизненный путь, Верочка, пересекла именно такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины».
На следующий день брат и муж Веры отправляются к господину Желткову, чтобы тот прекратил преследовать молодую женщину. Совершенно поразительной является сцена в комнате у Желткова. В этот момент мы понимаем, насколько сильны его чувства, а также поражаемся глубине души князя Василия. Он молчит, но становится понятно, какую бурю чувств вызвала в нем эта встреча. Он понимает, что Желтков действительно любит его жену, он не сумасшедший и не помешанный, он – человек, чьи чувства искренни. Князь Василий глубоко поражен такой преданной и чувственной любви.
В результате Желтков кончает жизнь самоубийством, и после этого события Вера понимает, что это именно та любовь «о которой мечтает каждая женщина». Соната Бетховена очищает душу героини, все ее чувства и страдания выливаются слезами под звуки музыки. «Он меня простил теперь. Все хорошо», – понимает она в саду.
Любовь в повести – жертвенная и трагическая. Именно такую любовь воспевает Куприн, именно такие чувства он считает настоящим счастьем. Это страдание возвысит души князя Василия и Веры, еще больше одухотворит их любовь!