Гончаров посвящает критический этюд «Мильон терзаний» пьесе Грибоедова «Горе от ума». Статья дает анализ восприятия текста книги критиком. Какие основные мысли можно выделить в этюде?
«Горе от ума» – это галерея живых типов, образов, которые представляют Москву, жгучая сатира, на которую способны Пушкин и Гоголь. Главная роль отдана Чацкому. Личность персонажа выше и умнее Онегина и Печорина. Он не паразит, а искренний и горячий деятель. Чацкий читает, путешествует, пишет. Он мог бы служить, но не способен прислуживать. В пьесе образуются два лагеря. Один огромный. Он объединяет Фамусовых и всей «его братии». С другой стороны остается всего один боец, пылкий Чацкий. Сложно стоять против целого общества, поэтому молодой человек и допускает ошибки.
В пьесе развивается любовная линия. Чацкий почти угадал причины холодности Софьи, но страсть не позволяет ему остановиться. Он начинает выпрашивать любовь. Ум мешает юноше. Он не верит, то девушка может любить ничтожество, каким представляется, по мнению Чацкого, Молчалин.
Александр Андреевич оказывается в гуще московской жизни. Пьеса высмеивает светские нравы. Перед читателем проходят комедийные образы: Горичевы, «муж – мальчик, муж-слуга» и его жеманная супруга-солдафон. Хлестова – представитель века, ушедшего в историю, «руина прошлого», мошенники, глупцы и болтуны. Чацкий не может быть в их обществе, он лишний, слишком новый и умный.
«Мильон терзаний» – это то, что получил Чацкий от посещения дома Фамусова. Он был опасен, непобедим, его слов боялись. Любовь сделала юношу слабым. Он устал от борьбы, стал желчен, грустен. Чацкий ведет себя низко, как представитель осуждаемого им общества. Так не поступили бы ни Онегин, ни Печорин. Он прячется в сенях и подглядывает.
Софья, по мнению критика, индивидуально не безнравственна». Она живет в неведении, чувствами и тем, что видит рядом.
Чацкий просит дела, он ищет свое место в новом веке, ждет свободы от шутовства и низкопоклонства.